«Группа Т1» создала дочернюю компанию «Нота», которая займется созданием коробочного софта для крупного бизнеса и госкомпаний. Холдинг рассчитывает занять освободившуюся после ухода зарубежных поставщиков корпоративного софта нишу, планируя инвестировать в это направление миллиарды рублей в год. Впрочем, эксперты считают, что, несмотря на амбиции, успех Т1 в этой области не гарантирован и будет зависеть от того, как будет налажена работа, а внутренняя конкуренция уже усиливается.
«Группа Т1» выводит на рынок собственного разработчика софта «Нота», рассказали Forbes в компании. В «Ноту» также войдет запущенное в мае аналитическое агентство, команда которого возьмет на себя построение и реализацию цифровых стратегий, а также подготовку исследований в области цифровизации.
Распространять ПО «Нота» планирует через собственную партнерскую сеть. В перспективе разработчик намерен выйти на рынок стран СНГ, рассказали в компании. Все решения рассчитаны на enterprise-бизнес в сфере финансов, ретейла, транспорта, промышленности и ТЭК. По данным Т1, собственное исследование цифровизации отраслей выявило нехватку отечественных IT-решений в сельском хозяйстве, строительстве, фармацевтике и госуправлении — там все еще прослеживается высокая доля продуктов от иностранных поставщиков.
Т1 создала отдельный продуктовый кластер, в рамках которого будет разрабатываться софт. В этом кластере работает почти 1000 человек, а инвестиции в него будут составлять миллиарды рублей в год, рассказал Forbes первый заместитель генерального директора Т1 Кирилл Булгаков. После ухода зарубежных вендоров, по его словам, бизнес вынужден снова тратить миллиарды рублей на софт, однако некоторым компаниям удается модернизировать не только собственные IT-системы, но и бизнес-процессы. Например, в начале этого года Т1 перевела аэропорт Шереметьево с целого «зоопарка» решений, который они использовали на протяжении десятилетий и платили каждый год за поддержку, на единую и бесшовную IT-систему, рассказывает Булгаков. С другой стороны, после ухода зарубежных вендоров на российском рынке высвободилось большое количество инвестиций, которые некуда тратить, отмечает он.
«Наши решения базируются на современном стеке технологий. Проблема всех производителей софта в том, что технологии стареют, и они наращивают новый софт на уже существующий, тем самым тянут за собой устаревшее ядро технологии. Преимущество новых производителей в том, что они базируются на самой современной архитектуре», — поясняет Булгаков. По его словам, западные вендоры построили эффективную маркетинговую машину продвижения своих продуктов при сравнимом качестве самих решений. «Мы только учимся делать это. Когда у нас это получится, мы замахнемся не только на ближнее зарубежье, но и, например, на страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки», — заключает он.
На российскую почву
Сейчас в промышленности наблюдается рост спроса на отечественные программные продукты, заявил в июне в ходе своего выступления на форуме «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде премьер-министр Михаил Мишустин: в 2022 году он увеличился в 10-12 раз, заявил премьер-министр. Также он добавил, что в России аккредитовано более 22 000 IT-компаний, разрабатывающих софт, число программистов в стране превышает 740 000 (рост на 13%) человек, а объем рынка отечественных решений и услуг «вырос почти на четверть, примерно до 2,2 трлн рублей». С началом «спецоперации»* уже в марте-апреле 2022 года закрылись или приостановили свою деятельность российские представительства ведущих мировых IT-компаний: Microsoft, Oracle, SAP, Dell, SAS, Huawei, NVidia, IBM и др. По словам директора Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Рената Лашина, за последний год с отечественного рынка ушло более 200 крупных зарубежных компаний, а также более 2000 их решений, некоторые компании приостановили работу, другие прекратили поставки и поддержку в России.
Российские разработчики почувствовали как ниши ПО, оставшиеся после поспешного ухода западных вендоров, так и ниши, подготовленные для них законами и постановлениями, которые предписывают переход на российские продукты, рассуждает директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев. «В Т1 — амбициозная команда и мощные ресурсы. Но миграция от интеграции в разработку, производство и поддержку тиражного софта — дело непростое, — подчеркивает эксперт. — Важно выбрать правильную нишу (в некоторых классах уже присутствуют сильные игроки), выстроить бизнес-процессы, наладить работу канала. Ориентация Т1 на госкомпании и крупнейший частный бизнес — это выбор наиболее платежеспособных на сегодня клиентов». С другой стороны, это риски дополнительного контроля государства с вытекающими последствиями и того, что продукт будут сравнивать с лучшими мировыми разработками, за которыми не только сильные программисты, но и огромная экспертиза транснациональных корпораций, заключает Комлев.
Бюджет Т1 позволяет создавать новые продукты, однако частично они дублируют давно имеющиеся на рынке эффективные сервисы, указывает Лашин. Рано говорить о «Ноте» как о кандидате на замену SAP или Oracle, считает генеральный директор «Эдит Про» (группа «Борлас») Дмитрий Кичко. По его мнению, без реальных кейсов внедрений в корпоративном секторе и референсов это выглядит как «искусственная история с попыткой создать очередного конкурента 1С». «Искренне буду рад ошибиться, потому что рынку нужна здоровая конкуренция», — резюмирует Кичко.
Борьба за передел
Уход иностранных поставщиков ПО — уникальное окно возможностей для российских вендоров, считают опрошенные Forbes эксперты и участники рынка. «Возможно, самое перспективное следствие санкционного давления – это массивные бюджеты и обеспеченный спрос на продукты импортозамещения и создание новых, западнонезависимых технологий», — согласен генеральный директор «Рексофт Консалтинг» Андрей Скорочкин. По его мнению, для российских IT-компаний это шанс создать конкурентный продукт в международном масштабе, а также предложить новые решения, основанные на архитектуре и технологиях завтрашнего дня.
Монополия «больших» вендоров и принятых всеми стандартных решений постепенно разрушается, уступая место разнообразию систем и поставщиков, добавляет Скорочкин: «После ухода части компаний начался передел рынка, точнее его новое формирование. На ценах это тоже сказывается — пока баланс не достигнут». По его мнению, рост цен вполне оправдан, так как национальным игрокам нужно каким-то образом возмещать пиковые инвестиции в разработку новых продуктов, консолидацию новых команд и расширение бизнеса.
По словам топ-менеджера, группа «Рексофт» тоже смотрит в сторону продуктовой разработки: в компании идет создание нескольких решений для горнодобывающей отрасли, предприятий нефтехимической индустрии, ТЭК. Часть этих продуктов разрабатывают команды, которые перешли к нам из российских представительств глобальных IT-компаний, добавляет он.
«СКБ Контур» также инвестирует в освободившиеся ниши — речь о ВКС-решениях и системах для удаленного доступа, говорит директор по развитию компании Илья Бублик: «Мы получаем реальную отдачу — идет активное наращивание клиентской базы».
Конкуренция в софтверном сегменте российского рынка сегодня высока, только операционных систем в реестре российского ПО 31 штука, размышляет генеральный директор ИВК Григорий Сизоненко. Со временем количество софта сократится, уверен он, выживут разработанные самостоятельно продукты, а не клоны и производные зарубежного свободного ПО, а также продукты, способные работать на разных аппаратных платформах и совместимые с большим количеством российских программ. «Ведь заказчикам нужен софт для поддержки сквозных бизнес-процессов», — поясняет он.